Новости Ялты. Всё, что произошло сегодня в Ялте.

Форум в «Артеке» сформировал повестку дискуссии о будущем образования


29 сентября 2018 года завершилсяIII Международный форум в «Артеке», который собрал более 1000 участников для обсуждения будущего образования.

«Форум, который ставит вопросы», – так назвал директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак прошедшее мероприятие. В центре дискуссий стоял вопрос о том, каким должно быть образование в постоянно меняющихся социально-экономических условиях в России и мире. Здесь ключевым вызовом участники форума называли тотальную цифровизацию, которая меняет не только общественную коммуникацию, но также саму роль знания: с ним начинает конкурировать способность нестандартно мыслить и быстро адаптироваться к новым процессам.

Главным результатом форума стал выход за традиционные рамки разговора об образовании, поскольку, по слова А. Каспржака, «изменить его в привычных рамках дискуссии невозможно – мы топчемся на месте»: «Для этого мы создали живую дискуссионную среду, в которой образование обсуждали не только педагоги и управленцы, а те, кто мыслит нестандартно, может приложить свой опыт из других сфер к образованию».

В первую очередь, к разговору были привлечены дети – как основные благополучатели образования. Директор «Артека» полагает, что «именно дети в силу своего нестандартного взгляда на мир помогут нам найти неожиданные решения самых сложных образовательных задач».

Участие артековцев в форуме не всеми участниками воспринималось однозначно: «Это было не очень привычно и не очень удобно для людей, работающих в образовании, поскольку в системе образования взрослые привыкли, что они все делают сами. Вместе с тем, парадоксальный взгляд детей, как правило, задавал новый тон привычным темам», – сказал А. Каспржак.

К примеру, в ходе телемоста участников форума с финалистами «Учителя года»горячую дискуссию вызвало не только традиционная тема ЕГЭ, но и целесообразность детей высказывать свое мнение по этому и другим академическим вопросам: курс «Артека» на диалог во «взрослых» вопросах был поддержан не всеми педагогами, хотя большинство выступило в его поддержку.

Вторым фактором оживления профессиональных дискуссий о будущем образования стало привлечение большого числа общественных и профессиональных категорий: «Образовательная отрасль сама не поменяется. Она должна опираться на внятный общественный запрос, и этот запрос формируется не внутри отрасли, а вовне», – пояснил Алексей Каспржак.

Именно поэтому на форуме говорили о глобальных трендах в области технологий: проектирование образования отталкивалось от дискуссий о том, в каком мире предстоит жить нашей стране и обществу.

По словам директора «Артека», потребуется время, чтобы обобщить результаты работы форума, «но уже сейчас можно сказать, что наш эксперимент удался: градус обмена мнениями был очень высокий».

При этом директор детского центра призвал отказаться от непродуманных изменений: «Развернуть систему образования на 180 градусов невозможно и не нужно, но необходимо внести новые образы в процесс обучения детей».

В качестве одного из векторов изменений на форуме обсуждался опыт «Артека» по обучению в школе без привычных предметных рамок: «Мы, например, рассказываем образовательному сообществу, что можно работать в режиме школы без предметов. И наглядно демонстрируем, как это происходит», – пояснил А. Каспржак. Артековские педагоги продемонстрировали на форуме межпредметные занятия в рамках собственной технологии сетевых образовательных модулей, показав тем самым, как вне рамок конкретных школьных предметов можно выполнять требования ФГОС.

В этой связи была акцентирована роль детских лагерей как гибкой площадки, открытой образовательному эксперименту.Заместитель директора «Артека» по методической работе Юрия Ээльмаа подчеркнул, что за прошедшее столетие поменялась структура семьи и ее роль в обществе, а вслед за ней и функция детских лагерей: «Если в индустриальном обществе первой половины прошлого века работающим родителям нужно было куда-то отправлять детей на время каникул, то детский лагерь будущего должен способствовать развитию в ребенке качеств человека XXI века». Но для этого, по словам Ю. Ээльмаа, он должен сам непрерывно развиваться: «История показывает: если система не рефлексирует, не ставит неудобные вопросы, она обречена, поэтому и для нашего профессионального сообщества настало время постановки сложных вопросов о путях дальнейшего развития в постоянно меняющихся условиях».


Источник: 3654.ru

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить